Поквартирная карточка
Поквартирная карточка представляет собой документ, составленный на конкретное жилое помещение, в котором указывается вся информацию о гражданах, проживающих в нем. Ранее это был основной документ, куда вносили сведения о регистрации граждан по месту жительства. За ведение и учет поквартирных карточек отвечали управляющие компании, а форма документа была утверждена приказом Федеральной миграционной службы № 288 от 11.09.2012.
Поквартирная карточка обязательно требовалась при проведении различных сделок с недвижимостью: купли-продажи, приватизации, заключения договора дарения и т. д. Получить документ мог собственник жилого помещения или гражданин, прописанный в нем. Для этого достаточно было обратиться в управляющую компанию или ТСЖ.
Что такое поквартирная карточка
Поквартирная карта — документ, в котором содержится информация о количестве зарегистрированных в квартире лиц, их паспортных данных и степени родства с собственником, а также даты прописки и выписки. В этот документ в обязательном порядке вписывали как постоянно, так и временно зарегистрированных граждан, в том числе иностранцев и несовершеннолетних детей.
С помощью поквартирных карт государственные органы отслеживали пребывание и регистрацию граждан в жилых помещениях. Именно на основании этого документа выдавались все справки, а получить копию карточки или выписку из нее мог собственник или наниматель жилого помещения по запросу.
В каких случаях требуется?
В поквартирной карте фиксировалась вся информация о когда-либо проживавших и зарегистрированных в квартире лицах. Этот документ был обязательно нужен для:
- оформления постоянной и временной регистрации граждан;
- снятия их с регистрационного учета.
Поквартирная карточка требовалась при проведении любых сделок с недвижимостью. Например, при заключении договора купли-продажи будущий собственник должен убедиться, что в квартире действительно никто не проживает (поскольку все лица уже выписаны), чтобы в будущем избежать риска появления третьих лиц, которые имеют право пользоваться частью квартиры или дома. Также документ требовался при оформлении жилищно-коммунальных льгот.
Так как поквартирная карточка устарела и больше не используется, то банки, нотариусы, различные ведомства, учебные заведения и другие организации самостоятельно должны запрашивать сведения о регистрации граждан посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Форма поквартирной карточки
Бланк поквартирной карточки (форма № 10) был утвержден Приказом ФМС России № 288 от 11.09.2012. Обязательными к заполнению были следующие графы:
- Точный адрес квартиры или иного жилого помещения.
- Площадь помещения.
- Данные собственника.
- Название управляющей компании.
- Персональные данные лиц, проживающих в квартире.
- Даты регистрации и снятия с учета.
Скачать бланк документа по форме № 10 можно здесь.
Где получить поквартирную карточку?
Ранее ведением и хранением поквартирных карт занимались Единые расчетные центры (ЕРЦ) регионов. Но после ликвидации ФМС и отмены поквартирных карточек документы были сданы в городские архивы, а их выдачу больше не осуществляют.
Если нужен документ для подтверждения проживания на территории России в прошлом, гражданин вправе обратиться в городской архив с запросом. Также факт проживания по конкретному адресу может подтвердить отметка о прописке в старом паспорте, воинские документы или старая домовая книга, если они есть на руках.
Выписка из поквартирной карточки
Для подтверждения информации о прописанных в квартире лицах нужно было получать выписку из поквартирной карточки. До ее отмены собственник жилья или любой зарегистрированный в квартире гражданин должен был обратиться для этого в управляющую компанию (УК), которая обслуживает дом, где расположена квартира.
Однако теперь данные о регистрации граждан по месту жительства или месту пребывания фиксирует МВД. Вместо выписки из поквартирной карточки можно получить справку о регистрации по месту проживания (форма № 40).
Заказать ее можно:
- в отделении МВД (паспортном столе);
- МФЦ;
- на портале Госуслуг (услуга называется «Получение адресно-справочной информации в отношении физического лица»).
Документ оформляют бесплатно, нужен только паспорт или документы о праве собственности на жилье. Получить справку можно лично или разрешить забрать по доверенности — например, родственнику или покупателю квартиры. Срок оформления — 15 календарных дней.