Изменения в регистрации недвижимости в 2017 году
На смену федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в июле 2015 года был принят федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Новый закон, вступивший в силу в части большинства положений с 1 января 2017 года, направлен на регулирование всех государственных процедур регистрации различных объектов недвижимости, включая квартиры. Согласно пп. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ к видам объектов недвижимости, сведения о которых должны вноситься в кадастр недвижимости и подлежащие государственной регистрации, относятся:
- жилое и нежилое помещение (в том числе квартира, жилой дом, комната и др.);
- земельный участок;
- здание;
- сооружение;
- машино-место;
- объект незавершенного строительства;
- единый недвижимый комплекс;
- предприятие в виде имущественного комплекса (или в ином).
С 2017 года в регистрации недвижимости изменилось следующее:
- Регистрация прав и кадастровый учет недвижимого имущества осуществляются одним органом — Росреестром.
- Подача заявлений на обязательную регистрацию и кадастровый учет может выполняться одновременно, за исключением определенных случаев:
- изменение основных данных об объекте;
- прекращение существования недвижимого имущества, права на которое ранее не зарегистрированы в ЕГРН;
создание объекта на основании разрешения на ввод в эксплуатацию.
Выделены обстоятельства, при которых разрешается проведение регистрации прав на объект без его постановки на кадастровый учет, например, если недвижимость, сведения о которой уже содержатся в ЕГРН, дарится, продается, покупается.
- Направить заявление возможно, как в бумажном, так и в электронном виде.
- Сокращены сроки регистрации прав и кадастрового учета.
- Прописано единственное условие отказа в приеме документов — при невозможности установления личности заявителя, например, не предъявлен паспорт.
- Более подробно прописано при каких обстоятельствах поданные документы, могут быть возвращены без рассмотрения:
- отсутствие подписи заявителя;
- наличие исправлений, дописок;
- несоответствие формата сведений, поданных в электронном виде и др.
- Уточнены положения, посвященные приостановлению процедуры регистрации по решению должностного лица, например, сомнения по поводу подлинности документации или достоверности поданных сведений.
- Указана возможность по кадастровому учету и регистрации прав без участия правообладателя, например, по инициативе нотариуса, судебного органа.
- Распределена ответственность за действия, а также бездействия между Росреестром и регистратором при осуществлении служебных полномочий.
- Более подробно определены положения, посвященные выплатам компенсаций за потерю прав на жилое помещение.
- Для юридических лиц отменено требование о предоставлении уставной документации, так как Росреестр должен самостоятельно запрашивать необходимые сведения.
Что даст новый закон о регистрации прав на недвижимость
Новый закон о регистрации прав на недвижимость создает единый правовой механизм для проведения процедуры регистрации прав на объекты недвижимости, включая в данную систему:
- кадастровый учет;
- прием и обработку данных;
- хранение документации;
- выдачу официально зарегистрированных сведений.
Вступление в силу нормативно-правового акта должно упростить процесс регистрации. Сведения, запрашиваемые из ЕГРН, будут предоставляться за более короткий промежуток времени в сравнение с тем периодом, который был предусмотрен ранее.
Объединение кадастровой палаты и единого государственного реестра способствует качественному улучшению функционирования регистрационной системы. Реестр прав ведется исключительно в электронном формате, данные, которые были занесены в базу, нельзя изъять или удалить.
Вступившие в силу нововведения направлены на повышение уровня гарантий прав участников рынка недвижимости, изменения позволяют сэкономить время заявителей и обеспечить эффективность работы регистрационных органов в Российской Федерации.
Плюсы и минусы
Процесс внедрения нововведений был сопряжен с рядом негативных аспектов:
- Вопросы организационного характера, касающиеся объединения двух государственных служб (государственного кадастра и единого реестра прав).
- Четкое разграничение полномочий в новообразованном органе — государственный реестр недвижимости.
- Проблемные вопросы, связанные с переводом информационной базы реестра в электронный вид.
- Сложность применения на практике экстерриториального принципа работы органов власти и др.
Несмотря на некоторые проблемы, возникшие в связи с принятием закона, его создание направлено на улучшение процесса регистрации, в частности:
- снижение рисков и понижение уровня мошенничества на рынке недвижимости;
- уменьшение объемов бумажного документооборота;
- повышение электронного взаимодействия государственных органов;
- создание комфортных условий регистрации;
- сокращения сроков проведения данной правой процедуры.
Объединение Росреестра и кадастровой палаты в 2017 году
С 1 января 2017 года вступили в силу законодательные нововведения, которые касаются объединения кадастровой палаты и государственного реестра прав на недвижимое имущество (Росреестр).
Данное слияние организаций повлекло следующие изменения:
- Создание общей системы по учету и регистрации недвижимости — Единого реестра.
- Замена ранее существовавшей аббревиатуру ЕГРП, которая расшифровывалась, как Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на ЕГРН, то есть Единый государственный реестр недвижимости.
- В состав Единого госреестра входят блоки, которые до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ относились к ведению кадастровой палаты и содержались в реестре прав, а именно:
- реестр прав на недвижимость (сведения о правах, о наличии обременений и ограничений на них, о основаниях их возникновения, изменения, перехода и прекращения);
- кадастр недвижимости (включает в себя основные и дополнительные сведения);
- кадастровые карты;
- реестровые дела;
- книги учета документов;
- реестр границ.
С июля 2016 года свидетельство о праве собственности было отменено, вместо него выдавалась выписка из ЕГРП, которая, в свою очередь, теперь заменена выпиской из ЕГРН или же сделка удостоверяется регистрационной надписью на правоустанавливающем документе.
Сведения, содержащиеся в выписке из ЕГРН, расширены и в настоящее время она содержит в себе данные о кадастровом учете, регистрации возникновения, перехода и прекращения права, собственнике имущества др.
- Записи объединенного Росреестра подлежат хранению в специальной электронной базе данных, с высоким уровнем безопасности и при соблюдении процесса многократного резервного копирования.
Основные цели объединения кадастровой палаты и реестра прав заключаются:
- укрепление гарантий зарегистрированных правомочий собственников имущества;
- минимизация угрозы мошеннических действий;
- снижение рисков при проведении операций на рынке недвижимости.
Единый государственный реестр подразумевает под собой систематизированный свод достоверных сведений и данных об объектах недвижимости в текстовой и графической формах.
Где с 1 января 2017 оформлять кадастровый паспорт?
Изменения в законодательстве о регистрации недвижимости, вступившие в силу с начала 2017 года, не содержат в себе понятия кадастрового паспорта, при этом на практике данный документ все еще имеет место быть, и объекты недвижимости подлежат обязательному кадастровому учету.
Размер платы за предоставление соответствующей выписки составляет (см. таблицу):
Получатель | Вид документа | |
---|---|---|
Бумажный | Электронный | |
Физическое лицо | 750 руб. | 300 руб. |
Юридическое лицо | 2200 руб. | 600 руб. |
Важно то, что кадастровый учет объектов недвижимости ввиду законодательных нововведений проводит Росреестр. В кадастр вносятся основные и дополнительные данные о недвижимости:
- вид объекта;
- кадастровый номер и дата его присвоения;
- площадь;
- местоположение и количество этажей;
- номер здания или помещения и др.
Документы, необходимые для постановки на кадастровый учет могут быть поданы гражданином в любые отделения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости.
Нужен ли кадастровый паспорт для регистрации права собственности
Для регистрации права собственности необходимо собрать определенный перечень документов, среди которых можно выделить:
- Свидетельство о праве на наследство.
- Акт о приватизации жилого помещения.
- Решение судебного органа, вступившее в законную силу.
- Договоры купли-продажи, дарения.
- Распоряжения муниципальных и государственных органов.
- Выписка из ЕГРН и др.
Среди вышеуказанного списка нет кадастрового паспорта, так как действующее законодательство не содержит обязательного требования относительно его наличия при регистрации права собственности. Все необходимые сведения, содержатся в выписке ЕГРН.
Сведения об объектах недвижимости, в текстовых и графических формах, содержащиеся в ЕГРН, воспроизводятся путем составления кадастровых карт. Данные карты бывают двух видов:
- Дежурные — предназначены только для использования специализированным регистрирующим органом.
- Публичные — доступны неограниченному кругу лиц.
Кадастровые карты формируются в электронном виде и подлежат размещению на официальном сайте для бесплатного просмотра без направления запроса.
Что такое выписка из ЕГРН и зачем она нужна?
Выписка из ЕГРН является главным документом, который подтверждает право собственности гражданина на недвижимое имущество (аббревиатура ЕГРН расшифровывается как Единый государственный реестр недвижимости).
Соответствующий документ заменяет выдававшиеся ранее выписку из ЕГРП и кадастровый паспорт, а также включает в себя:
- Текстовую часть (таблица с данными по объекту недвижимости).
- Графическую часть, которая идентична с кадастровым паспортом объекта.
Орган регистрации прав осуществляет внесение данных об объектах недвижимости в Единый государственный реестр.
Можно выделить определенные виды выписок ЕГРН:
- Об объекте недвижимости.
- Об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
- О переходе прав на объект недвижимости.
- О правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.
- О дате получения органом регистрации прав заявления и документов для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и иные.
Данная выписка формируется из определенной совокупности документов в отношении одного объекта недвижимости, которые объединены в реестровое дело. Оно ведется в электронном виде, а в целях хранения его дублируют на бумажный носитель.
Сроки оформления
В соответствии со ст. 16 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ определены конкретные сроки регистрации прав и кадастрового учета. Данные временные периоды являются более сокращенными в сравнении с теми, которое существовали ранее и составляют:
- 7 рабочих дней с даты получения органом регистрации (Росреестр) заявления и документов, необходимых для осуществления регистрации права (9 рабочих дней при подаче документов в МФЦ).
- В течение 5 рабочих дней осуществляется постановка объекта недвижимости на кадастровый учет в органах регистрации (7 рабочих дней — через МФЦ).
- Десять дней — срок, при одновременном кадастровом учете и регистрации права в органах Росреестра, и 12 рабочих дней в случае, если документы приняты в отделениях МФЦ.
- 5 рабочих дней должна занимать регистрация, проводимая на основании судебного акта, вступившего в законную силу.
- В течение трех дней осуществляется государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенной сделки и/или свидетельства:
- о праве на наследство;
- о праве собственности на долю в общем имуществе.
При подаче документов на регистрацию в МФЦ по сделке, удостоверенной нотариусом, срок регистрации — пять рабочих дней.
- В период семь рабочих дней регистрируется ипотека жилого помещения при приеме документов в МФЦ. В случае направления документов через регистрирующий орган срок сокращается на два дня.
Можно ли подать документы на регистрацию недвижимости в другом городе?
Экстерриториальный принцип подачи заявления означает:
- Документы, необходимые для оформления прав на объект недвижимости, граждане могут подать в любых отделениях уполномоченных на регистрацию органов государственной власти.
- Заявители не связаны правовой необходимостью обращаться именно в то регистрационное учреждение, где находится сам объект недвижимости.
- При подаче заявления на регистрацию отсутствуют ограничения, связанные с местом жительства гражданина или нахождением юридического лица, а также с пределами регистрационного округа.
При направлении сведений, используя экстерриториальный принцип, регистрацию сделок, обременений и ограничений прав, производит орган по месту расположения недвижимого имущества.
Гражданин Д. решил зарегистрировать право собственности на земельный участок, расположенный в Калининградской области и полученный им по наследству. Сам наследник проживает в городе Самара. Для оформления документов гражданин Д. обратился в ближайшее отделение МФЦ, где ему разъяснили порядок и сроки проведения регистрации прав.
Уполномоченное должностное лицо осуществило прием документов, в подтверждении чего гражданину Д. была выдана расписка с описью принятых сведений и с указанием точной даты того, когда регистрация будет завершена.
Регистратор в пункте приема создал копию полученных документов в электронном формате и направил сведения в регистрирующий орган по месту нахождения земельного участка. В день указанный в расписке гражданин Д. получил выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности, с надписью: «Регистрация осуществлена по месту нахождения объекта».
Регистратор, который принимает документы, обязан произвести проверку представленных сведений на соответствие действующим нормам права, а также убедиться в отсутствии причин для возврата документации без рассмотрения.
Вопрос
15 января 2017 года мною для оформления обязательной государственной регистрации права собственности на квартиру были направлены документы в Росреестр. В указанные сроки я забрала выписку из ЕГРН. А при подробном рассмотрении документа я заметила, что моя фамилия написана неверно. Обратившись к регистратору, я получила отказ на исправление ошибки. Подскажите, кто в данном случае несет ответственность за неправильность оформления документа?Ответ
За упущения в проделанной работе, а именно:
- необоснованные промедления;
- отказ в приеме документов;
- технические ошибки, допущенные в записях ЕГРН,
предусмотрена ответственность регистрирующего органа. Ущерб, который причинен уполномоченным органом власти, подлежит возмещению за счет средств казны. Росреестр вправе взыскать оплаченную сумму ущерба с конкретного должностного лица.
Вам стоит направить жалобу на руководителя соответствующего регистрационного отделения, в случае неудовлетворения Ваших требований в добровольном порядке, Вы имеет полное право обратиться в судебные органы.