Регистрация права собственности на квартиру по наследству
Регистрация права собственности на жилое имущество представляет собой официальное признание и подтверждение от имени государственных органов, факта возникновения правомочий лица на объект недвижимости. К учреждениям, уполномоченным осуществлять регистрационный процесс, относятся:
Наследнику для того, чтобы удостоверить права на квартиру или долю в общем имуществе необходимо:
- собрать определенные документы;
- заполнить заявление установленного образца;
- оплатить пошлину;
- предъявить данные для официального заверения.
Направить документацию можно лично обратившись в территориальные отделения МФЦ или Росреестра, используя электронные ресурсы, почтовую связь, а также воспользовавшись услугами курьера.
По факту принятия сведений гражданину будет выдана расписка, а по истечении срока, отведенного для регистрации — выписка из ЕГРН, свидетельствующая о законности владения унаследованной недвижимостью.
Как зарегистрировать право собственности на квартиру по наследству
Гражданину, который получил наследство в виде квартиры, для полноправного владения имуществом необходимо соблюсти определенный действующим законодательством Российской Федерации порядок государственной регистрации:
- Будущий владелец должен получить от уполномоченного нотариального представителя свидетельство о праве на наследство. Данный документ является основанием удостоверения правомочий собственника.
- Потребуется предоставить следующие сведения: паспортные данные заявителя, кадастровый номер квартиры, справку об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг и др.
- В дальнейшем следует обратиться в регистрирующие органы, в качестве которых могут выступать МФЦ или Росреестр.
- Необходимо заполнить заявление установленной формы.
- Обязательна оплата государственной пошлины.
Регистрация наследства в МФЦ
Для осуществления обязательной регистрации права владения унаследованным недвижимым имуществом будущий собственник имеет возможность обратиться в любое территориальное отделение МФЦ, а именно:
- По месту нахождению жилого помещения.
- По адресу регистрации гражданина, получившего наследство.
- По месту постоянного или временного пребывания лица.
Работник территориального отделения МФЦ, который принял сведения, перенаправляет собранные данные в Росреестр, где ставится отметка о произведенном заверении и документы передаются обратно.
МФЦ является органом, который выступает в качестве посредника в процессе обязательной государственной регистрации права собственности между заинтересованным лицом и Росреестром.
Регистрация права на наследство в Росреестре
С первого января 2017 года произошло объединение государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с кадастровой палатой, что привело к слиянию обязанностей двух различных учреждений, а именно:
- Прием документов для регистрации правомочий и на предоставление кадастровых данных осуществляет один орган.
- Выдача запрашиваемых сведений, готовой документации, производится из единых окон территориальных отделений реестра недвижимости и многофункциональных центров.
Лицо, которое желает удостоверить право собственности на квартиру, полученную по наследству, имеет возможность направить документы в местное отделение Росреестра, одним из следующих способов:
- Путем личного обращения.
- Используя официальный интернет-сайт Росреестра или портал государственных услуг РФ.
- С помощью услуг почтовой связи.
По итогам произведенного удостоверения, собственнику имущества выдается выписка из ЕГРН, которая является главным документом, подтверждающим правомочия нового обладателя.
Оформление доли квартиры в собственность по наследству
Получить в порядке наследования определенную долю в квартире можно по следующим основаниям:
- По факту составления завещания, в котором личным распоряжением лица установлены круг наследников и конкретное имущество (его части), приходящиеся на каждого.
- Распределение собственности по закону. Наследование в данном случае осуществляется в определенном порядке, например, к первоочередным получателям относятся: супруги, дети и родители. Наследники одной очереди претендуют на равные доли имущества (ст. 1141 ГК РФ).
- Вне зависимости от решения завещателя, обязательная доля предусмотрена для несовершеннолетних и нетрудоспособных близких умершего лица (ст. 1149 ГК РФ).
Для официальной регистрации прав собственника на конкретную часть объекта недвижимости будущим владельцам потребуется выполнить раздел или выдел доли в общем имуществе, такое деление можно совершить путем:
- Заключения письменного соглашения между наследниками.
- Обращения в суд.
После достижения договоренности или вынесения судебного решения, на основании которых будут определены наследственные доли, нотариус выдаст свидетельство о праве на наследство.
Дальнейшая обязательная регистрация производится в общем порядке: собранный пакет документов заявитель направляет в территориальные отделения МФЦ или Росреестра, получает расписку о сдаче и в указанный период времени обращается за выпиской из ЕГРН.
Основное отличие в процедурах регистрации части квартиры от целого объекта, состоит в необходимости по обязательному предоставлению, в числе прочих документов — постановления суда или соглашения о разделе, выделе доли.
Срок для оформления права собственности после вступления в наследство
В действующем законодательстве Российской Федерации не установлен конкретный срок в течение, которого наследник обязан оформить полученное имущество в личную собственность. Важно то, чтобы в период шести месяцев со дня смерти лица заинтересованный гражданин заявил о себе в уполномоченный орган нотариата.
При этом согласно ст. 16 ФЗ от 13.07.2015 №218 ФЗ предусмотрены четкие временные рамки для осуществления официального заверения регистрирующими учреждениями правомочий владельца:
- 3 рабочих дня с даты подачи заявления и прилагаемых к нему сведений в Росреестр. При направлении документации в электронном виде — 1 рабочий день.
- В течение пяти суток с момента приема документов работником многофункционального центра.
Дата государственной регистрации права собственности — это день внесения в Единый реестр недвижимости записи о совершенном удостоверении.
Документы на право собственности на квартиру по наследству
Лицам, унаследовавшим квартиру и желающим произвести официальную регистрацию права собственности на полученное имущество, необходимо в обязательном порядке собрать следующий пакет документов:
- Паспортные данные заявителя.
- Выданное нотариусом свидетельство о правомочиях на наследство.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
- Выписка из домовой книги (поквартирной карточки), в которой содержится информация о прописанных в жилом помещении лицах.
- Кадастровый документ.
- Справка об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг.
- Заявление установленного образца.
В качестве дополнительных сведений могут быть истребованы:
- Если квартира подвергалась перепланировкам — документ, подтверждающий законность произведенных изменений.
- При регистрации доли в общем имуществе необходимо предъявить соглашение о разделе, выделе части или постановление судебного органа о совершении такого рода действий.
Госпошлина за регистрацию права собственности в 2017 г. по наследству
Размер государственной пошлины, которая подлежит уплате за регистрацию правомочий владения на имущество, переданное по наследству в 2017 г., не изменился по сравнению с предшествующим календарным годом и составляет:
- 2 тысячи рублей для граждан;
- 22 000 рублей для юридических лиц (п. 22 ст. 333.33 НК РФ).
При регистрации долевой собственности государственная пошлина уплачивается каждым из заявителей в равных частях.
Оплата обязательного сбора должна быть произведена до подачи документов на регистрацию ввиду того, что без предъявления квитанции, подтверждающей соответствующее перечисление, сведения не принимаются.
Заключение
Действующим законодательством Российской Федерации определены конкретные требования, которые обязательны для соблюдения гражданами, унаследовавшими квартиру или часть жилого помещения, и желающими зарегистрировать право собственности на объект недвижимости.
Для регистрации права собственности наследникам при обращении в регистрирующий орган необходимо подать определенные документы, оплатить госпошлину.
После принятия заявления и иных прилагаемых к нему сведений поступившие данные проверяются, и, если не выявлено причин для отказа в регистрации, информация о праве собственности вносится в Единый госреестр недвижимости.