Как оформить договор купли-продажи квартиры через МФЦ
С 2013 года регистрировать договор купли-продажи не нужно. Регистрации подлежит только переход права собственности на имущество от старого владельца к новому.
Для того, чтобы завершить оформление сделки купли-продажи, граждане должны обратиться в Росреестр или передать документы в регистрирующий орган через многофункциональный центр предоставления услуг (МФЦ).
Чтобы зарегистрировать право собственности через МФЦ, покупатель и продавец должны записаться на прием в центр, заполнить заявление и передать сотруднику необходимые документы, а также оплатить госпошлину в размере 2 тыс. рублей. Через 9 дней со дня обращения при повторном посещении центра граждане получают экземпляр своего договора купли-продажи с пометкой из Росреестра о переходе права собственности на квартиру к новому владельцу.
В случае потери своего экземпляра договора купли-продажи, гражданин может обратиться в МФЦ за восстановлением документа. Стоимость данной услуги 350 рублей.
Можно ли оформить договор купли-продажи квартиры в МФЦ без нотариуса
Подавать документы на регистрацию нужно после передачи денег продавцу. Квартира передается новому собственнику после подписания акта приема-передачи. После участники сделки должны зарегистрировать переход права собственности.
В результате перехода права собственности к новому владельцу вносится соответствующая запись в ЕГРН — специальную информационную базу Росреестра, в которой содержатся данные обо всех объектах недвижимости в РФ.
Передать договор купли-продажи на регистрацию можно через нотариуса (ст. 15 Основ от 11.02.1993 № 4462-1), но только в том случае, если он удостоверял эту сделку. Если нотариальная форма удостоверения сделки необязательна — подать документы в Росреестр можно через МФЦ.
Особенности оформления договора купли продажи через МФЦ:
- регистрация сделки длится на 2 дня дольше, чем при обращении в Росреестр;
- оплатить государственную пошлину можно прямо на месте — в каждом отделении МФЦ стоят банкоматы;
- отслеживать результат обращения можно на сайте МФЦ или по телефону горячей линии.
Когда нужен нотариус?
Чтобы проверить правильность оформления договора и убедиться в том, что их права не нарушаются, участники сделки по обоюдному согласию могут обратиться к нотариусу.
Договор купли-продажи недвижимости обязательно оформляется у нотариуса, если:
- Продается доля или несколько разных долей по одной сделке (ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
- Квартира или ее часть принадлежит несовершеннолетнему ребенку или недееспособному лицу (п. 2 ст. 52 ФЗ № 2018).
Процесс оформления и документы
Записаться на прием в МФЦ можно следующими способами:
- по телефону;
- через портал Госуслуги (доступно не для всех регионов)
- через сайт МФЦ местного отделения;
- в порядке живой «электронной очереди».
Участники сделки должны прийти на прием к специалисту МФЦ одновременно. По выданному работником образцу продавец заполняет заявление о переходе права собственности, а покупатель — на регистрацию нового права. Форма документа установлена Приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 920.
Покупатель и продавец передают сотруднику центра заполненные заявления, квитанцию об оплате госпошлины, а также весь необходимый перечень документов. В свою очередь специалист выдает заявителям расписку, по номеру которой можно следить за ходом обращения. Также в расписке будет указан срок регистрации — он не должен превышать 9 рабочих дней. В случае приостановки регистрации сроки оформления могут быть значительно увеличены.
Регистрация договора купли продажи через МФЦ может быть приостановлена в следующих случаях:
- Предоставлен не полный перечень документов.
- В данных обнаружились ошибки или есть сомнения в подписи одного из участников.
- В договоре купли-продажи указаны не существующие условия.
- Между зарегистрированными и заявленными правами выявлены противоречия.
- Регистратор не получил вовремя подтверждения данных по межведомственным каналам.
Для получения готовых документов граждане должны повторно посетить центр в указанную в расписке дату. Предварительно можно узнать готовность обращения на сайте или по телефону. В случае каких-либо вопросов сотрудник центра свяжется с заявителем и попросить уточнить данные.
В результате проведения сделки купли-продажи в МФЦ заявители получают экземпляр договора купли-продажи с пометками из Росреестра, подтверждающими, что регистрация права собственности прошла.
Какие документы нужны
Вместе с заявлением участники сделки должны предоставить:
- Паспорта продавца и покупателя (оригиналы и копии).
- Договор купли-продажи в 3-х экземплярах.
- Документы о праве собственности на объект недвижимости.
- Квитанция об оплате госпошлины.
Дополнительно могут понадобиться:
- если квартиры еще не зарегистрирована в Росреестре — документ, по которому права собственности были приобретены нынешним собственником;
- если продавец в браке — согласие супруга на совершение сделки, а также свидетельство о заключении брака;
- если сделка происходит с участием кредитных средств — договор ипотеки, закладная и отчет об оценке;
- если в семье есть несовершеннолетние дети или недееспособные граждане — разрешение от органов опеки и попечительства;
- если документы предоставляет третье лицо — нотариально заверенная доверенность;
- если продается доля в квартире — письменное соглашение от совладельцев;
- если квартира приобретена в новостройке — акт приема-передачи или договор долевого участия, а также бумаги, подтверждающие ввод дома в эксплуатацию
Сколько стоит договор купли-продажи квартиры в МФЦ
После покупатель должен оплатить государственную пошлину, которая взымается за переход права собственности. Размер платежа составляет:
- для физических лиц — 2 тыс. рублей;
- для юрлиц —22 тыс. рублей.
Если будущих собственников у квартиры несколько — пошлина оплачивается каждым раздельно. Когда в сделке участвует ребенок — пошлину за него оплачивает его законный представитель.
Сотрудник центра вправе вернуть документы заявителям, если оплата госпошлины не была осуществлена в течение 5 дней после обращения. В случае необоснованного отказа в получении услуги заявитель может оспорить данное решение в судебном порядке.
Если в регистрации права собственности будет отказано государственная пошлина не возвращается.
Нужна ли регистрация договора-купли продажи в МФЦ
С 2013 года в России отменили регистрацию договора купли-продажи. Теперь регистрировать нужно только право собственности (ст. 551 ГК РФ). Сделать это можно следующими способами:
- Лично посетить регистрирующий орган.
- Отправить документы в кадастровую палату по почте.
- Подать документы в электронном виде через сайт Росреестра.
- Обратиться в многофункциональный центр.
Можно ли через МФЦ восстановить договор?
Для восстановления договора купли-продажи можно обратиться в МФЦ. Для этого нужно заполнить заявление в отделении и предоставить сотруднику центра следующие документы:
- паспорт;
- квитанцию об оплате государственной пошлины за восстановление документа;
- выписку из ЕГРН о праве собственности;
- договор купли-продажи, если он испорчен, а не утерян.
Размер платы составляет 350 рублей. Копии будут готовы через 5 дней после обращения. Документ может быть выдан только правообладателю или его законному представителю.
В случае если в Росреестре не окажется необходимого документа или право собственности возникло до 31.12.1998, обратиться за получением копии соглашения можно:
- К нотариусу, оформлявшему сделку.
- К застройщику, если с ним ранее был заключен договор.
- К другому участнику сделки.